Эмоции в танцевально-двигательной терапии

Печать

 

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)— психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания.

На фото: Сабина Парзер 

По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу. Однако до 80-х годов прошлого столетия психология фактически игнорировала эмоции.  В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия <эмоция>. Так, Даффи (Duffy, 1962), как, впрочем, и многие другие исследователи (напр., Lindsley, 1957), считает, что поведенческие проблемы проще объяснять с помощью понятий <активация> или <возбуждение> (arousal), которые не столь аморфны, как термины, относящиеся к эмоциональной сфере. Другие же (Tornkins, 1962, 1963; lzard, 1971, 1972) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960а, б; Lazarus, 1968; Young, 1961).

Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (lzard, 1971, 1972; Leeper, 1948; Mowrer, 1960; Rapaport, 1942; Schachtel, 1959; Tornkins, 1962, 1963). [6]

Эта статья имеет своей целью обозначить эмоции как предмет изучения танцевально-двигательной психотерапии, одного из молодых направлений психологии.

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

Эмоции и тело.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значение подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985).

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974). Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975). Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954). [6]

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество любой выполняемой им деятельности.

Эмоции и развитие личности.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, в частности навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения. Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977).

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации.

Критериям, определенным К.Изардом, которые позволяют отнести эмоциональный процесс к базовым эмоциям, отвечают эмоции:

-       интереса,

-       радости,

-       удивления,

-       печали,

-       гнева,

-       отвращения,

-       презрения,

-       страха.

 

Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).

 

Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы» (Tomkins, 19G2, р. 112.). Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений». [6]

Танец и эмоции.

С древнейших времен танец был составной частью всех культур, а в шаманстве он применялся в целительных целях. Во всем мире он выступал как сила, объединяющая общество. Можно сказать, что обрядовые и другие церемониальные танцы служат задаче выражения душевного и духовного здоровья этих обществ.

Уже на раннем этапе развития человечества танец был средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных группах существовали ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больных.

Танец был и остается сильным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремятся отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами, высвобождая тем самым агрессию.
Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, полька.

Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым (Wigman, 1963).

В нашем обществе, где слова ценятся превыше всего, плохо понимают людей, чьи травмы скрываются ниже словесного уровня, будучи вызваны психологическими, эмоциональными или физическими причинами. Выражение эмоций уходит корнями в тело и в норме сопровождается интеллектуальным откликом, однако некоторые люди не могут их переживать и остаются заблокированными на уровне чувств.

Важность жестов и поз для коммуникации документально подтверждается ранними исследованиями, предпринятыми в сфере невербального общения, такими как работы Дарвина (Darwin, 1965). Позднейшие изыскания показывают решающую роль физического контакта и движений в таких первичных отношениях, как довербальные переживания в общении матери и ребенка.

Танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является одним из направлений психотерапии. ТДТ возникла на стыке психотерапии и танцевального искусства в 50-е годы 20 столетия [подробнее 1, 2].

По определению (1) «Танцевально-двигательная терапия – это использование выразительного движения и танца как средств, с помощью которых индивид вовлекается в процесс личностной интеграции и роста. ТДТ основана на принципе, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией и что в результате исследования более расширенного словаря движений люди переживают возможность обрести безопасное равновесие и спонтанность, в следствие чего их адаптивность, возрастает. Через движение и танец внутренний мир каждого человека становится осязаемым. Человек делится своим личностным символизмом с другими, и в совместном танце взаимоотношения партнеров становятся видимыми. Терапевт создает безопасную среду, холдинговое пространство, в котором любые чувства могут быть безопасно выражены, признаны и коммуницированы» [5, с.4].

Процесс танцевально-двигательной терапии подобен вербальной психотерапии. Специфика ТДТ заключается в том, что для вызова и исследования эмоционального материала (чувств, тем, снов, символизаций и т.д.) используется телесная репрезентация [3]. В танце-терапии телесное движение и танец одновременно являются средством диагностики и способом психотерапевтического вмешательства.

В танцевально-двигательной терапии, как и во многих других направлениях психотерапии, большое внимание уделяется эмоциональным переживаниям и чувствам человека. ТДТ основана на убеждении, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией (2).

В теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда-либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания о ситуациях, снах, образах и связанные с ними эмоции. «Движение само по себе изменяет ощущение. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на превербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание» [3, с.4]. Постепенно развивается связь между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием человека.

Эмоции могут быть вызваны разными способами. Один из них – это работа с двигательными паттернами, ассоциирующимися с определенными эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, танце-двигательный терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (например, печаль при потере друга), воображаемой ситуацией (например, при воспоминании или представлении того, как застреваешь в лифте) или восприятием эмоционального состояния другого человека [3].

Танце-терапия имеет возможность работать с сильными эмоциями, поскольку движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием способно порождать чрезвычайно сильные эмоции. Именно через движение, например хлестание, толкание, давление, размахивание, можно дать выход и трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены [1].

Использование движения, танца, концентрации внимания на своих телесных ощущениях и вокализации дает возможность исследовать эмоциональные переживания, корни которых находятся в раннем, превербальном детстве. Тем самым эмоции получают свое телесное воплощение и обретают танцевально-двигательную форму.

Имеются прочные связи между ТДТ, райхианской терапией и биодинамической терапией - например, в том внимании, какое она уделяет дыханию, прикосновениям и спонтанной двигательной (и вокальной) экспрессии.
[5]

Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (Sullivan, 1953) внесли свой особый вклад в рассматриваемую область.

Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. На тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна. Суть этой теории в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящим свободное выражение эмоций. Энергия, которая тратилась на поддержание мышечного зажима, после отреагирования вовне начинает свободно проходить по всем частям тела. Часто показанием успешности терапии может служить способность к более глубокому любовному, сексуальному переживанию.

Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл "активным воображением". Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа.

Акцентирование Юнгом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками.

Поскольку ТДТ является экспериментальным методом, она также имеет нечто общее и с вербальной психотерапией; кроме того, многие ее черты можно найти, например, в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), в гештальт-терапии с ее использованием "здесь-и-теперь", поз и изображений.

В методах, принятых в групповой психотерапии, например, в групповой аналитической работе, тоже используются метафоры и групповой процесс, свободные ассоциации и интерпретации; а коллективные и архетипические феномены, которые часто проявляются в материале движений, устанавливают связь с юнгианскими подходами к использованию активного воображения, сновидений и мифов.

Танцевально-двигательная терапия, работая с мышечными паттернами и концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства, эмоции и конфликты, обучить новым навыкам социального взаимодействия, контакта.

Начавшись на кинестетическом уровне, терапия приводит группы и индивидов к дальнейшему открытию эмоционального материала посредством символических репрезентаций, образов, воспоминаний и раскрытия личностных смыслов их жизненного опыта и переживаний. Через двигательное взаимодействие танцевально-двигательный терапевт помогает клиентам развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.

По мере того, как человек все глубже исследует в выразительном и символическом движении свои личностные темы, он начинает лучше осознавать свои подавленные чувства и приходит к пониманию того, как связаны эти эмоциональные переживания с его двигательными паттернами. «Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне» [3, с.6-7].

Арлин Старк выделяет два способа развития эмоционального осознания.

Первый – обучение правильному слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию.

Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей.

В своем исследовании, как эмоции коммуницируют, Клайн указывает, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный, этот процесс одинаков у всех людей. К тому же, переживание разных эмоций и соответствующих им мышечных реакций также универсально, всеобще. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, воспринимаемые, узнаваемые и переживаемые нами на кинестетическом уровне. Кинестетическая эмпатия, которая в основном является бессознательной, играет свою роль в вербальном и невербальном общении между людьми.

Следующая концепция — образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т. е. к психосоматическим отношениям. В одном из ранних обобщающих трудов по исследованию образа тела Шилдер утверждает: “Образ тела — это изображение нашего собственного тела, которое мы рисуем у себя в голове, т. е. это то, каким образом тело представляется нам”. Он рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела. Работа Махлера по эмоциональному развитию и “психологическому рождению” также поддерживает данные о том, что необходимо осознание селфа, как отдельной физической реальности, сущности, прежде чем произойдет процесс индивидуации.

Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Тоже самое, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные.

Шилдер пишет: “Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, так и эмоции, и действия других неотделимы от их тел”.

Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: “Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе”.

Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент — выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны — это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения — отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут:

•...ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет ... свой адаптивный... характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными”.

Выразительное поведение — это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.

Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч.-л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).

Музыка и эмоции в танцевально-двигательной терапии.

Большую роль в ТДТ при работе с эмоциями играет музыкальное сопровождение, Обычно, человек пытается скрыть вырывающуюся к реализации эмоцию, возможно интерпретируя ее как негативную. Но напряжения, возникающие у человека, подавляющего свои эмоции, помогают разрушать «первичную суть», что увеличивает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других (Лоуэн, 1975).

По Лоуэну, «первичная суть» представляет собой удовольствие от жизни, источником которого являются свобода движений и отсутствие напряжения в теле. В современном мире «дистресса» и стимуляторов, приобретенный автоматизм контроля телесных напряжений не позволяет иметь достаточно свободы движения для своевременного отреагирования телесных напряжений. Во многих случаях терапевтической практики наиболее эффективными остаются методы, включающие в себя элементы катарсиса (от греч. catharsis - очищение).

Согласно Фрейду, метод катарсический - предварительная ступень психоанализа. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства, и может отреагировать те чувства, которые были подавлены. Первоначально катарсис был связан с обозначением характера воздействия античной трагедии на человека. Психологический смысл понятия «катарсис» заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения. Само по себе эмоционально значимое воспоминание может дать то количество энергии и ту интенсивность напряжения, которой иногда достаточно для того, чтобы «сжечь» энергию негативного воспоминания. Но в случаях особо глубокой «упаковки» негативных эмоций, высвобождение энергии самого переживания может оказаться проблематичным. В таких случаях, использование фасилитирующих элементов воздействия является необходимым и дающим ярко выраженный положительный эффект.

Из бесконтактных методов фасилитации катарсиса, мы выделяем как особо эффективный, специально подобранную музыку. В особых случаях музыка может быть специально написана с учетом обстоятельств и индивидуальных наклонностей пациента или группы.

Примером музыкальной фасилитации катарсиса может служить например «Адажио Т.Альбинони». То есть музыка может сдвинуть ситуацию в том направлении, которое необходимо в обстоятельствах на данный момент. «Вселенная будет эволюционировать иначе, если в критической ситуации не хватит горсти электронов» (Козлов, Майков, 2004).

Неприятная, «тяжелая» эмоция может быть подавлена привычными механизмами, если вовремя не зазвучит и не подхватит эту эмоцию соответствующая музыка.  По большому счету, музыка воздействует и насыщает именно эмоциональный план человека. То есть практически можно утверждать, что музыка является эмоцией, потоком эмоций. Для усиления катарсических переживаний, приводящих к очищению эмоционального плана человека от «негативных» состояний, возникших по определенным причинам, необходимо правильно направить поток эмоций, присутствующих в музыке. Нужно учесть, что имеется в виду то обстоятельство, что ситуация переживания определенной эмоции уже находится в развитии. Музыка должна лишь подхватить и усилить интенсивность конкретной эмоции или направленного эмоционального потока.

В случае с музыкой также необходимо улавливать тенденции развития эмоциональности ситуации. Эмоция, как волна, может накатить и стихнуть ненадолго, но затем снова начнет нарастать, и в этот момент ее можно подхватить и разогнать для более крутого и длительного всплеска. Особенностью живых систем является то, что они развиваются скачками, когда относительно равномерное, более или менее предсказуемое движение достигает точки бифуркации - выбора дальнейшей траектории. И то, по какому пути будет развиваться система, зависит как от нее самой, так и от окружающих ее потоков энергии и информации (Козлов, Майков, 2004).

Музыка - это один из видов линейной развертки информации. Музыкальное произведение может иметь сюжет и  строиться по законам литературного произведения: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такие произведения являются наилучшим средством для достижения наших целей. Но чаще всего в психотерапевтических целях используются подборки музыкальных произведений, выстраиваемые в той последовательности, которая обеспечивает постепенное нарастание эмоциональной напряженности у пациентов, доходящей до крайней степени напряжения, с последующим эмоциональным катарсическим выплеском.

Выплеск, по нашему мнению, возможен в случае прохождения процессуальной последовательности состояний, создающей условия для прекращения подавления эмоции и правильного отреагирования в ситуации терапевтического сеанса.

-       Важным условием для катарсиса является наличие актуализированного переживания.

-       Музыка своей тональностью и темпо-ритмической структурой затрагивает человека «за живое», повышая интенсивность напряжения в системах подавления, что отражается в повышенном мышечном тонусе (сдвинувшиеся брови, зажатые кулаки, участившееся дыхание, скрещивание рук и ног, опущенная голова и т.д.).

-       Возрастающая эмоциональность музыки способствует скорейшему достижению предела возможностей сдерживания внешних реакций у конкретного человека(появление дрожи в отельных частях или во всем теле, судороги,непроизвольная мелкая моторика тела и т.д.).

-       Удержание с помощью музыки переживания высокой интенсивности, способной «вскрыть» защиты и дать начало выходу эмоций (всхлипывания, бормотание, голосовые проявления и т.д.).

-       Возможные волнообразные музыкальные мелодические переливы, максимально раскачивающие эмоциональность клиента и прорывающие комплекс защит, обеспечивая бурный эмоциональный выплеск, сопровождаемый внешними реакциями (рыдания, конвульсии, истерики, хаотические телодвижения и т.д.).

Глубина катарсического переживания может быть измерена не только моторной активностью тела, но также длительностью переживания «очищения» от тяжелых и негативных подавленных эмоций. Такое переживание может быть очень эмоционально во внутреннем мире человека, но внешние реакции скорее напоминают транс. Результатом такого катарсиса являются интеллектуальные прозрения (самадхи), поскольку снимаются не только мышечные блоки, но мировоззренческие ограничения и моральные внутренние запреты и на свободу движения, и на самопредъявление. Рассматривая эмоцию как психическое отражение актуального состояния потребностей (Рубинштейн), можно точнее подойти к вопросу выбора музыкального материала, который также должен, для соответствия нашим целям, создавать эмоциональное поле проявления актуальных потребностей самореализации и перспективного разворачивания... в психической реальности (7).

Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.

В процессе танцевально-двигательной терапии постепенно начинают сокращаться временные интервалы между возникновением переживания, его осознанием и выражением - происходит интеграция чувств, мыслей и действий.

Развивается способность полностью проживать различные эмоциональные состояния: возникающие «здесь и сейчас» чувства переживаются, осознаются, получают точное выражение в танце и проговариваются на круге.

 

Т. Шуп рассматривала танце-терапевтический процесс как процедуру, которая инициирует «полное выражение чувств». Этот процесс в своем развитии проходит 3 отдельные и последовательные стадии.

1. Нахождение подходящих двигательных средств, с помощью которых пациент сможет привнести свои забытые или скрываемые чувства в свое осознание.

2. Выражение найденного материала в аутентичном движении пациента до тех пор, пока в конечном итоге он сможет принять существование этой части своего бытия.

3. Взятие ответственности за предъявление своих субъективных, свободнотекущих чувств в объективной ясной танцевальной форме [6].

Танцевально-двигательная терапия позволяет человеку более полно исследовать значимые эмоции и чувства. В результате происходит интеграция различных аспектов опыта человека (когнитивного, аффективного, телесного), что способствует ощущению большей целостности.

 

Творческая лаборатория "Танец внутри"

Расписание наших занятий и мероприятий в области танцевально-двигательных тренингов.

ГРУППА ВКонтакте

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бебик М. История и основные принципы танцевально-двигательной терапии // Танцевально-Двигательная Терапия. Выпуск 2. М., 1997. С.6-11
  2. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Лето-Осень 2000. №3. С.3-9.
  3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная терапия. Перевод с англ. Ярославль, 1994. С.3-23.
  4. Chodorow J. Body, psyche and the emotions // Keynote lecture for the International Clinical Conference on Dance Movement Therap
  5. Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия
Определение и историческое развитие
(Из книги "Инновационная психотерапия")
  6. Изард К.Э. «Психология эмоций» пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

  7. Ю.Рыжов «Усиление катарсических переживаний с помощью музыки»

Если материал Вам понравился :) Порекомендуйте друзьям! Нажмите на кнопки ниже! ;)